понедельник, 24 ноября 2008 г.

Советы желающим взять брак О любви и согласии в супружеской жизни



Напоумлюю вас, чтоб желающие взять брак приступали к этому делу с большой осмотрительностью. Советую тем, которые намереваются взять женщин, обратиться к блаженному Павлу, прочитать написанные им законы о браках и, узнав заранее, что повелевает он делать, если случится женщина злобная, коварная, преданная пьянству, злословная, безумная или которая имеет какую-либо другой подобный изъян, потом и рассуждать о браке.

Если ты увидишь, что он предоставляет тебе власть отказаться от одной женщины, когда найдешь в ней один из этих изъянов, и брать другую, то роскошествуй, освободившись от всякой опасности; а если он не позволяет этого, но повелевает женщину, которая имеет все другие изъяны, кроме прелюбодеяния, любить и держать в своем жилище, то бди себя так, чтоб быть готовым терпеть всю злобу женщины. Если же это трудно и сложно, то сделай все и вжий всех мероприятий, чтоб взять женщину хорошую, учтивую и послушную, зная, что должно быть одно из двух: или, взяв плохую женщину, терпеть ее злобу, или, не желая этого и отказавшись от нее, быть виноватым в прелюбодеянии. "Кто отпускает свою женщину, - говорит Господь, - разве в случае разврата, - тот делает из нее перелюбку: и кто взял бы разведенную, делает прелюбодеяние" (Мт. 5, 32).

Обдумав это хорошо перед браком и познав данные законы, будем всячески пытаться, чтоб сначала брать женщину с хорошей настройкой и которая нам по нраву; взяв такую, мы извлечем не только ту пользу, что никогда не пренебрежем ее, но и будем любить ее с большой силой, так, как велел Павел. Он, сказав: "Мужчины, любит своих женщин", - не остановился лишь на этом, но показал нам и силу любви: "как и Христос полюбил Церковь" (Еф.5, 25). А как, скажи мне, Христос полюбил церковь? Так, что отдал Себя за нее. Поэтому, хотя бы нужно было бы умереть за женщину, не отказывайся. Если Господь так полюбил рабу, который отдал за нее Себя Самого, то тем более тебе нужно так любить похожую на тебя рабу. Сказав: "і выдал Себя за нее, - Апостол прибавил: "чтобы ее освятить, очистив купелью воды". Словами "очистив ее" он сказал, что раньше она была нечистой и оскверненной. Однако Он не отвернулся от ее уродства, но изменил неприятный вид ее, перестворив, исправил, простил ее грехи. Ему подражай и ты. Хотя бы множество грехов совершило против тебя жена твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее невоспитанной, постирал ее добротой и кротостью, как Христос - церковь. "Чтобы появити Себе Церковь славную, без пятна или морщины или чего-то подобного" (ст. 27).

И впоследствии, видя ее часто такой, которая оскверняется и получает нечистоту, Он не пренебрегает и не отбрасывает ее от Себя, но постоянно лечит и исправляет. Как в телах наших, когда придет болезнь, мы не отсекаем члена, но истребляем болезнь, так будем делать и с женщиной. Если будет у нее какой-то порок, то не женщиной пренебрегай, но истребляй этот порок. К тому же, от заботы о член нам не будет никакой пользы, если он останется больным неизлечимо; а за женщину, если она остается неизлечимо больной, предусматривается нам большая награда за то, что мы учим ее, руководим ею. Хотя бы она не получила никакой пользы от нашего напутствия, мы получим от Бога большую награду за терпение, за то, что через страх перед Ним мы обнаружили такую терпеливість, мягко сносили злобу ее и держали ее, как член свой. Женщина - необходим член наш, и потому особенно нужно любить ее.

Этому самому уча и Павел говорил: "Так и мужчины должны любить своих женщин, как свои тела; потому что кто любит свою женщину, себя самого любит. Никто же никогда не ненавидел свое тело, напротив, он его кормит и заботится им, как и Христос Церквой, потому что мы - члены тела Его" (ст. 28-30). Как Ева, говорит он, появилась со стороны Адамового, так и мы со стороны Христов. Когда Христос был поднят на кресте, прибитый гвоздями и умер, тогда "лишь один из воинов проколол ему копьем бок. И потекла немедленно же кровь - и вода" (Йо. 19. 34); и из этой крови и воды появилась вся Церковь. Сам Он свидетельствует об этом, когда говорит: "Когда кто-то не родит из воды и Духа, не состоятельное войти в Царство Божье" (Йо. 3, 5). Кровь Он называет Духом. Мы рождаемся водой крещения, а питаемся кровью. И как во время сна Адамового создана была женщина, так и во времени смерти Христова появилась церковь со стороны Его.

Но не потому лишь нужно любить женщину, что она - член наш и от нас получила начало своего существования, но и потому, что об этом самом Бог установил закон, сказав так: "Так то оставляет человек своего отца и матери и пристает к своей женщине, и пристает к своей женщине, и станут они одним телом" (Бут. 2, 24). Поэтому и Павел прорек нам такой же закон, чтоб всеми силами побуждать нас к этой любви. И, прочитав данный закон, говорит: "Это большая тайна" (Еф. 5, 32). Почему же, скажи мне, она большая? Потому, что девица, которая находилась все время в доме, никогда не усмотрев жениха, с первого дня так приклоняется и начинает любить его, как собственное тело; так же, как и мужчина ту, которой он никогда не видел, с которой никогда не разговаривал, с первого дня отдает преимущество ей перед всеми: и друзьями, и родственниками, и самими родители. Также и родители, когда отбирают у них деньги, в другой раз возмущаются, сетуют и тянут тех, кто отобрал, к судилищу; а человеку, часто такой, которую они никогда не видели и не знали, вручают и дочь свою, и богатое приданое; к тому же делают это с радостью и не считают отданного потерей, но, видя дочь, которую забирают, не помнят о своей привязанности к ней, не сетуют, не мучаются, а еще благодарят и считают желанным делом, видя дочь, которую забирают из дома и вместе с ней множество богатства.

Все это представляя, то есть, как они, оставляя родителей, оба гребут друг к другу, и тогдашний союз их бывает сильнее длительной привычки и, осознавая, что это не дело человеческое, но Бог внедрил такую любовь и устроил, что и те, которые отдают, и те, которые забирают, делают это с радостью, говорит Павел: "Это большая тайна ". И как между детьми, рожден ребенок, глядя на родителей, сразу узнает их, еще не умея говорить, так же и жених, и новобрачная, без всякого посредника, без чьего-то уговаривания и совета, с первого взгляда гребут друг к другу. Потом, замечая, что это самое произошло и с Христом, и особенно с Церковью, а Апостол удивился и удивился. Как же это произошло с Христом и Церковью? Как жених, оставив отца, приходит к невесте, так и Христос, оставив престол Отца, пришел к невесте; не нас поднял вверх, но сам пришел к нам. Впрочем, когда ты слышишь, что Он оставил престол Отца, понимай не переселение Его, но милость; будучи с нами, Он был и вместе с Отцом. Поэтому Апостол и говорит: "Это большая тайна". Она большая и относительно людей; а когда я вижу, что это же самое произошло с Христом и Церковью, тогда я удивляюсь, тогда я удивляюсь. Поэтому я, сказав: "Это большая тайна", он прибавил: "а я говорю о Христе и Церковь" (ст. 32). Поэтому, зная, какое большое таинство - брак, и какого события он является образом, не рассуждай о нем просто и как прибегнут, и не ищи бесчисленного богатства, намереваясь взять невесту. Брак нужно считать не торговлей, а союзом жизни.

Женщине свойственно лишь хранить накопленное, экономить прибыли, заботиться о доме; для того Бог и дал ее, чтоб она помогала нам в этом и во всем другому. Поскольку наша жизнь состоит из дел двоякого рода: общественных и частных, то Бог, отделив одни от вторых, оставил женщине беспокойство о доме, а мужчинам - все дела городские, дела на торговой площади, судебные совещательные, военные и все другие. Женщина не может ни бросать копье, ни пускать стрелу, но может взять прялку, ткать по основе и все другие домашние дела хорошо выполнять. Она не может выражать мнение на совете, но может выражать мнение дома, и часто те из домашних дел, о которых рассуждает мужчина, она понимает лучше его. Она не может хорошо выполнять общественные дела, но может хорошо воспитывать детей, а это - главное из достижений; может замечать плохую работу служанок, заботиться о честности слуг, предоставлять все другие удобства мужчине и освобождать его от всякого подобного беспокойства в доме, о драгоценностях, о шерстяных изделиях, о приготовлении обеда, о благообразии одежды, заботясь обо всем такое, за что браться мужчине и не подобает, и неудобно, хотя бы он прилагал много усилий.
Действительно, и то дело беспокойства и премудрости Божьей, что полезный в важнейших делах бывает неопытным и ненужным в менее важных, чтоб необходимым был и труд женщины. Если бы он создал мужчину способным до того и другого, то женский пол был бы пренебрежен; с другой стороны, если бы женщине предоставил большего и более полезного, то женщины стали бы высокомерными и горделивыми. Поэтому он и не дал того и другого одному, чтоб другой пол не был унижен и не казалась лишней, и не предоставил того и второго обоим одинаково, чтоб опять через равенство не возникло какой-то борьбы и соревнования, когда бы женщины стали добиваться одинакового почета с мужчинами; но, заботясь о покое и в то же время бдя свойственное каждому достоинство, Он разделил нашу жизнь на две части так, что самое необходимое и найкорисніше предоставил мужчине, а меньше и ниже - женщине, чтоб тот через необходимость труда его был нами уважаемый, а эта, через меньшую важность своего служения, не восставала против мужчины.
Зная это все, будем искать лишь одного в избранной нами невесте - душевной добропорядочности и благородства нрава, чтоб наслаждаться покоем, чтоб утешаться взаимным согласием и постоянной любовью. кто взял богатую женщину, тот взял себе, скорее, госпожа, чем женщину. Если женщины и без того бывают преисполненные гордости и склонные к честолюбию, то когда и то будет им прибавлено, как они могут быть терпимыми для мужчин? А кто взял женщину, ровную за состоянием, более бедную ли, тот взял себе помощницу и сотрудницу и принес в дом все блага; потому что лишения бедности вызывают у нее желание беречь своего мужчину и во всем слушаться его и повиноваться ему, и устранять любой повод к несогласию, вражде, гордости и обиде, а, наоборот, становятся союзом мира, единодушия, любви и согласия.

Поэтому не будем искать того, чтоб нам получить деньги, но чтоб наслаждаться покоем и его приємностями. Брак не для того, чтоб мы наполняли жилища враждой и ненавистью, чтоб имели споры и дрязги, чтоб начинали ссоры друг с другом и делали тяжелой жизнь, но для того, чтоб нам пользоваться помощью, иметь пристань, пристанище и утеху, в несчастьях, которые происходят, чтоб находить удовольствие в разговоре с женщиной. Сколько богатых, которые взяв богатых женщин, увеличив свое состояние, потеряли и утеху, и согласие, имея ежедневные ссоры за столом, вступая в соперничество сколько бедных, которые взяли самых бедных женщин, и наслаждаются покоем, и с большой радостью смотрят на это солнце; а богатые, при всей роскоши, они которой окружающих, через женщин молятся о смерти себе и освобождение от нынешней жизни. Действительно, нет ни одной пользы от богатства, если мы не найдем хорошую душу.
Но зачем говорить о покое и согласии? Брать богатую женщину часто бывают вредно и для самого приобретения богатства. Потому что, если кто-нибудь потратит весь свое состояние, имея в виду приданое женщины, а затем она преждевременно умрет, и он должен будет отдать все приданое ее родственникам, тогда, подобно как те, которые потерпели, корабельную аварию в море, спасают одно лишь свое тело, так же и этот, после многих неприятностей, споров, ссор и судилищ, едва выносит свободным собственное тело. Представляя все это, будем обращать внимание не на деньги, а на доброту нрава, честность и рассудительность.

Брать женщину нужно лишь для того, чтоб избегать греха, чтоб освободиться от всякого прелюбодеяния; для того нужно брать брак, чтоб он помог нам осуществлять жизнь целомудренное; а это будет в том случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести нам большое благочестие, большое целомудрие, большую скромность. И если намереваешься взять женщину, не обращайся к людям или к женщинам, которые торгуют чужими несчастьями и ищут лишь одного: как бы им самим получить награду, - но обращайся к Богу. Он не постесняется быть распорядителем твоего брака. Он Сам дал такое обещание: "Ищите первое Царство Боже и его справедливость, а все то вам докладеться" (Мат.6, 33).

Вступайте в брак с большой благопристойностью, устраняя танцы, смех, стыдные разговоры, свирели, флейты, дьявольские изобретения и все другое, но всегда призывая Бога быть посредником во всех делах ваших. Если мы так станем устраивать дела свои, то никогда не будет ни развода, ни подозрения в прелюбодеянии, ни повода к ревности, ни ссоры и вражды, но будем наслаждаться большим покоем и полным согласием; а за этим, конечно, поступят и другие добродетели.

Беседы о том, которых нужно брать женщин.

Комментариев нет:

 

Молодоженам посвящается